ФЭНДОМ

Определение дидактики Править

Дидактика - раздел педагогики, излагающий общую теорию образования и обучения. [1]

Дидактика [ < гр. didaktikos поучительный] -часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения (цели, содержание, закономерности и принципы обучения), а также воспитания в процессе обучения.[2]

Дидактика - раздел педагогики, в котором изучаются общие методы и формы обучения.[3]

Дидактика (от греч. didaktikos - поучающий)- раздел педагогики; теория образования и обучения. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся .[4]

Дидактика - греч. искусство учить, научать или наставлять. Дидактический, поучительный, учебный, наставительный.[5]

Дидактика - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Основная задача дидактики состоит в том, чтобы выявить закономерности, которым подчиняется процесс обучения, и использовать знание этих закономерностей для более успешного достижения целей образования. Дидактика занимается научным обоснованием содержания образования, определяя объем знаний, навыков и умений, необходимых для обучающихся в соответствии с задачами образования на данном этапе развития общества. Дидактика находится в тесной связи с другими науками, прежде всего, с философией и социологией, логикой и психологией, физиологией высшей нервной деятельности. Дидактика рассматривает следующие вопросы, связанные с обучением: процесс обучения, принципы, методы, организационные формы обучения, содержание образования, формы проверки и оценки успеваемости.[6]

Дидактика - это наука о теориях образования и технологиях обучения. Предмет исследования современной дидактики - это процесс и результаты функционирования и саморазвития дидактических систем.

Дидактика как научное знаниеПравить

Дидактика является сферой подлинно научного знания, а как всякая подлинная наука, оперирует определенными понятиями, выделяя из них основополагающие, поскольку обучение это совместная познавательная деятельность, то оно включает в себя 3 плана:

1. уровень физического взаимодействия психический, зависит от физического состояния, но при этом имеет свой особенности и поведенческие и мыслительные

2. уровень духовного взаимодействия, когда коммуникативный характер такого взаимодействия реализуется на глубинном бессознательном уровне, посредством рождения ассоциаций на те звуки и знаки которые есть способ реализации языка.

Образование можно рассматривать как:

· процесс формирования той или иной закономерности

· результат той или иной степени научности/обученности

· форма организации системы обучения

В определении предмета дидактики ключевую роль играет слово «деятельность».

Дидактика является сферой подлинно научного знания и потому, как всякая подлинная наука, представляет собой систему знаний соответствующих объективной реальности.

В самом общем виде, обучение – это совместная познавательная деятельность учителя и ученика, их реальное, прежде всего психическое и физическое, а затем уже духовное взаимодействие, имеющее коммуникативный характер и реализуемое посредством звуков и знаков, т.е. с помощью языка.

Анализируя с позиции этимологии и семиотики, смысловые области (предметные поля смыслов), основных категорий дидактики развития, воспитания, образования и обучения, только на трех языках, мы можем сделать вывод:

  1. развитие - определяет цель и постулирует ее, требует определения цели;
  2. воспитание - определяет условия и метод развития;
  3. образование - ставит задачи и форму их реализации;
  4. обучение - определяет и организует содержательный материал.

Меше, Живкович, Назарова, Кузнецов

История дидактики Править

Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит в глубь веков. Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам не только накопленные достижения, но и то, как их передавать дальше.

Впервые, насколько известно, термин "дидактика" появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения.

В 1657 г. великий чешский педагог Ян Амос Коменский опубликовал в Амстердаме свой труд «Великая дидактика». Значение его исследований неисчерпаемо. Именно ему принадлежит мысль – «учить всех всему». Коменский вывел некоторые принципы и правила обучения детей. В то время существовало жестокое противостояние между феодальным обществом и представителями нового поколения, выдвигавшими революционные идеи в области науки и философии. Тогда Коменским и была создана дидактика, воплотившая в себе все новые идеи. Более того, дидактика продолжила на практике осуществлять воспитание и обучение детей.

Коменскому удалось вывести ряд закономерностей, или основоположений (термин Коменского), природы, являющихся общими для каждого отдельного человека и играющих важную роль в воспитании и обучении.

Дидактические исследования Иоганна Генриха Песталоцци (1746—1827) были тесным образом связаны с педагогическими. По мнению Песталоцци, высшей целью воспитания является стремление «пробуждать дремлющие силы народа, развивать в нем уверенность в своих силах». Для решения этой задачи Песталоцци предложил три главных средства:

  • культуру сердца;
  • нравственное развитие;
  • развитие ума (расширение круга наблюдений и приведение их в логические связи, знакомство с языком для выражения логических связей).

Самым главным путем воспитания Песталоцци считал обучение. Сначала человек должен получить общее образование, а затем уже специальное. Целью обучения исследователь считал воспитание человечности и трудолюбия, гармоническое сочетание способностей и сил индивида.

В начале XIX века немецкий педагог Гербарт, Иоганн Фридрих придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. В отечественной педагогике активное развитие дидактика получила в конце XIX века благодаря трудам которые написал К.Д. Ушинский и его последователи, среди которых: Каптерев Пётр Фёдорович , Бунаков, Николай Фёдорович, Корф, Николай Александрович , Стоюнин, Владимир Яковлевич, Острогорский, Алексей Николаевич и др. В советский период проблемы дидактики разрабатывали П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.В. Занков.

Одно из самых главных положений в дидактике было сформулировано Адольфом Дистервегом. Он считал, что образование и развитие не приходят к человеку самостоятельно и не даны ему изначально. Достигает их он в процессе собственной деятельности и собственными силами. Из внешнего мира он получает лишь возбуждение. Еще одним важным заявлением является мысль о том, что дидактика может развиваться, только опираясь на психологические данные. Эта мысль принадлежит П. Ф. Каптереву. Так что понятно, почему становление дидактики как науки обусловлено ее историческим развитием.

Дроздова-Цыгулёва

Дидактическая система Править

Дидактическая система - это система процесса и резуль­татов обучения, сложная по составу, ее центральными элементами являются преподавание и учение.

Компоненты дидактической системы:

  • Цели образования.
  • Цели обучения (чаще всего они более конкретизированы, чем цели образования).
  • Содержание обучения (теории, законы, явления, понятия, фактологический материал, подлежащий усвоению учащихся).
  • Методы обучения (методы преподавания и учения).
  • Дидактические средства обучения (книги, учебные пособия, компьютерные обучающие программы и т.п.).
  • Методы контроля и оценки результатов обучения.
  • Результаты обучения (это те знания, умения, опыт познавательной и творческой деятельности, которых достигли учащиеся в обучении).
  • Преподавание - деятельность учителя.
  • Учение или учебная деятельность учащихся.
  • Формы организации обучения (урок, лекция, семинар и др.).
  • Дидактические принципы, которые задают определенную стратегию обучения.
  • Дидактические условия, характеризующие в целом процесс обучения.

Режимы работы дидактической системы:

  • В режиме функционирования.
  • В режиме развития и (или) творческого саморазвития.

Движущая сила творческого саморазвития учителя:

  • Желание повысить эффектив­ность преподавания и недостаточность профессиональных зна­ний, умений, навыков.
  • Намерение учителя повысить качество и эффективность преподавания и низкое качеством учебника, учебных пособий, того дидактического материала, которым учитель в данном случае рас­полагает.
  • Стремление учителя дать глубокие и прочные знания, умения и весьма разным уровнем подготовленности учащихся, разным уровнем их мотивации, учебных, творческих способностей.

Андреева Марина

  1. Толковый Словарь Русского Языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
  2. Толковый словарь для эрудитов (электронная версия словаря)
  3. Толковой словарь Ефремовой Т.Ф. (электронная версия словаря)
  4. Большой энциклопедический словарь. (электронная версия словаря)
  5. Толковый словарь Даля (электронная версия словаря)
  6. Краткий справочник (http://hoster.bmstu.ru/~mo/spas_002m.htm)

Тормышева-Проневич.