ФЭНДОМ

Киберсоциализация — (социализация личности в киберпространстве или виртуальная компьютерная социализация личности) – процесс качественных изменений потребностно-мотивационной сферы индивидуума, а также структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности. [1] [2] [3]

Термин предложен в 2005 г. членом-корреспондентом Международной академии наук педагогического образования, кандидатом педагогических наук, доцентом В. А. Плешаковым.

Этимология Править

Термин происходит от англ. Cyber- — в настоящий момент, связанный с компьютерными технологиями и, в особенности, со всемирной глобальной сетью Интернет префикс, который используют, ссылаясь на различные электронные и/или сетевые ресурсы, информацию, объекты, события, когда идёт разговор о компьютерной технике; англ. Socialization - социализация.

История феномена Править

Конец ХХ — начало XXI века ознаменован все более широким применением компьютеров и информационных технологий в самых разных сферах жизнедеятельности человека. Жизнь современного человека теснейшим образом переплетена с различными техническими устройствами и приборами, которые входят в действительность все глубже и глубже, соседствуя с человеком практически во всех сферах жизнедеятельности. С компьютерами связана и познавательная, и трудовая, и коммуникативная (творческая, рекреационная и т. д.) жизнь человека. Благодаря своему динамичному развитию сети Интернет (которую некоторые исследователи смело называют «альтернативой человеческому мозгу», а другие «глобальной информационной помойкой») превратился из системы передачи информации в особый «срез реальности» — искусственной реальности, а правильнее сказать — «виртуальной реальности (киберреальности)». В России, по заявлению президента РФ Дмитрия Медведева на открытии Российского Интернет форума (РИФ-2008), аудитория пользователей составляет около 40 млн. В среднем около часа в день проводят в Интернете 29,4 млн российских граждан. Активными пользователями в более чем 150 странах мира является свыше миллиарда человек! Ежемесячно размер Рунета увеличивается на 7-10 %.

Сосуществуя с компьютерами, человек не только работает, но и «играет» с ними — выбирая в зависимости от своих устремлений и возможностей игры «себе по вкусу». Этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и ценностные установки личности, формирование гражданской позиции, патриотическая и семейная ориентация, воля и интеллектуальный потенциал, потребностно-мотивационная сфера, эмоциональное состояние, а также общее физическое и психическое развитие современного человека в XXI веке осуществляются не только в рамках условий реальной жизнедеятельности, но и в виртуальной социализирующей среде - в процессе киберсоциализации.

В науке Править

В настоящий момент специфика социализации и общения в Интернет-среде рассматривалась в работах таких исследователей, как Е. П. Белинская, Е.Блохина, С. В. Бондаренко, И. А. Васильева, А. Е. Войскунский, Е. И. Горошко, В. В. Гудимов, А. Е. Жичкина, М.Иванов, Л. Ю. Иванов, Т.Келер, А. В. Минаков, А. В. Мудрик, И.Паравозов, В. А. Плешаков, В. В. Нестеров, М. Ю. Сидорова, Ф. О. Смирнов, Дж. Сулер, В.Фриндте, Н. И. Чудова, И.Шевченко, К. С. Янг и др. Комплексное изучение процесса виртуальной социализации в киберпространстве не проводилось.

Поскольку общение играет большую роль в формировании и развитии личности (Л. И. Божович, И. В. Дубровина, И. С. Кон, А. В. Мудрик и др.), то важным является изучение особенностей коммуникации в Интернет-среде, как одного из факторов социализации человека. Интернет играет определенную роль в педагогической деятельности, обладая мощными социализирующими возможностями и воздействиями на личность. Специфика Интернет-ресурсов позволяет использовать их в социально-педагогической практике педагогам, учащимся, а также администрации образовательных учреждений при создании тематических сайтов, виртуальных дискуссионных клубов и форумов, обучающих игр и фильмов и т. п.

  • Мнение Член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор А. В. Мудрик [4], в контексте глобализации условий социализации, говорит, что глобальная сеть Internet — «непрерывно уточняемую модель совокупного духовного и материализованного информационного потенциала общества, и в этом своём качестве она представляет собой мощный информационный базис для самых разнообразных видов и направлений человеческой деятельности» — относится к мегофакторам социализации, наряду с космосом, планетой, миром; одновременно необходимо воспринимать Internet как часть средств массовой коммуникации, то есть как один из мезофакторов социализации человека.

Особое внимание в процессе киберсоциализации человека следует уделять развитию свободной личности, способной делать выбор и нести за него персональную ответственность, уважать выбор и поступки других людей, уметь противопоставлять внешнему давлению свое волеизъявление.

Таким образом, необходимо принять киберпространство, как относительно не зависящую от человека виртуальную реальность, динамично развивающуюся в современной действительности, научиться использовать социализирующие и воспитательные возможности компьютерных ресурсов, исходя из психовозрастных, гендерных, социокультурных, индивидуальных и личностных особенностей человека.

Социальные последствия развития информационных технологий Править

Homo-sapiens и Homo-Cyberus Править

Трансформация структуры самосознания. Изменения в восприятии времени и пространства.

С появлением всемирной сети Интернет (которую некоторые исследователи смело называют «альтернативой человеческому мозгу») современный человек, как представитель вида Homo Sapiens, на рубеже XX-XXI веков, фактически, превращается в уникальный новый вид – Homo Cyberus, а психолого-педагогическая наука обогатилась появлением инновационного социально-педагогического феномена – процесса киберсоциализации человека.

Компьютер стал для миллионов пользователей рабочим инструментом, посредником в процессе коммуникации, проводником в виртуальную реальность. Многие из нас, даже не осознавая зависимости от компьютера, вследствие её субъективной невыраженности, вероятно, испытывали ощущение легкой фрустрации при выходе компьютера из строя, невозможности получения электронной почты, бесчувственного сообщения о различного рода ошибках, препятствующих нашей цели — погружению в компьютерную реальность, ради дела или ради развлечения.

Активность человека в виртуальном мире киберпространства не ограничивается позицией его как зрителя, читателя или слушателя, он сам может организовывать и включается в действие, влиять на происходящее. Совмещение иллюзорного, фантастического мира, при условии функционирования его по законам реальности, делают виртуальный мир необычайно притягательным. У «актера» виртуального мира формируется «зависимость от виртуальности» — кибераддиктивность. В силу неудовлетворённости окружающей действительностью (личностный, экономический, социокультурный аспект и т. д.) зависимость постепенно усугубляется, приводя к тому, что человек начинает отдавать предпочтение именно виртуальному миру, как наиболее приемлемому для него. Значение киберзависимости настолько велико, что, порою, люди начинают терять связь с реальным миром, с головой окунаясь в мир виртуальный. Они перестают замечать людей, которые рядом с ними, свои заботы, дела, работу, даже семью…

Социально-культурные и экономические преобразования, происходящие в современном мировом сообществе, интенсивно влияют на различные сферы жизнедеятельности личности. В этой связи приобретают новую актуальность проблемы социализации человека. Социализация представляет собой многоаспектный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной мировой культуры. Как отмечалось выше, в настоящее время компьютерные технологии активно используются во всех сферах жизнедеятельности человека. Чрезвычайно актуальным, на наш взгляд, становится вопрос киберсоциализации (виртуальной компьютерной социализации), а именно специфика представленности и влияния факторов киберпространства на процесс социализации личности. Темпы роста Интернета высоки и продолжают динамически нарастать, он стал не просто современным, но и удобным способом удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей человека. Это своеобразное новое «жизненное пространство» со своими «обитателями» и специфическими особенностями коммуникативного процесса.

Под воздействием виртуального мира киберпространства у человека нередко возникает опасность оторванности от реальной жизни: у пользователя, находящегося в компьютерной виртуальной реальности, создается впечатление, что он непосредственно участвует в порожденных им же самим событиях, более того, именно он является главным их участником. В данной ситуации человек все время пребывает в «несовпадении» с самим собой, его сознание проживает опыт, не имеющий ничего общего с реальным опытом. Киберпространство создало совершенно новую ситуацию в процессе формирования и удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей человека. Кино, телевидение, Интернет практически безгранично расширяют перед каждым зрителем познание мира, показывают самые различные возможные стандарты и правила жизни. В результате у человека (особенно у детей и молодёжи) могут сформироваться потребности, которые совершенно не соотносятся с реальными возможностями.

Также в процессе подобной социализации перестраиваются и сфера досуга, и информационная сфера, изменяются и характеристики учебного процесса. Кроме того, Интернет-среда существенно влияет на усвоение социальных норм, формирование ценностных ориентаций; является зачастую системой неформального образования и просвещения. Важно отметить, что современные условия жизни человека подразумевают такие ориентиры развития, которые основаны на все возрастающей роли так называемого современного «информационного образа жизни».

Влияние киберпространства на личность человека Править

Позитивные и негативные аспекты - подробно.

    • физиологических потребностей: заказ желаемой еды, продуктов и напитков через Интернет позволяет удовлетворить голод и жажду человека, обращение к Интернет-ресурсам эротического содержания – потребность в половом влечении;
    • экзистенциальные потребности: опосредованная компьютером и зачастую анонимная коммуникация с другими пользователями сети Интернет удовлетворяет потребность в безопасности собственного существования, распространённость и доступность компьютерных технологий и глобальная интернетизация современного жизненного пространства позволяют ощущать человеку комфорт и постоянство условий жизнедеятельности;
    • социальные потребности: разнообразные online-игры и социальные сети, появившиеся и ставшие очень популярными, обеспечивают удовлетворение потребности в принадлежности к определённым социальным (в том числе, референтным) группам, установлении новых социальных связей и общении, а также организации совместной деятельности;
    • престижные потребности: различные Интернет-ресурсы, позволяющие опубликовать для всех своё разнообразное творчество (от фотографий и т.п. до стихотворений и т.д.) и ознакомится с творчеством других пользователей Интернета способствуют удовлетворению потребности в самоуважении и уважении со стороны других, одобрении и признании, достижении успеха и высокой оценки;
    • духовные потребности: многообразные возможности презентовать себя в киберпространстве Интернет-среды позволяют удовлетворять потребности в самоактуализации и самовыражении в части реализации потенциальных возможностей по развитию собственной личности: например, принимать решения, достигать поставленных целей, рисковать, брать на себя ответственность, руководить людьми и т.д.

Киберкоммуникация Править

Трансформ эмоциональных проявлений (смайлики). Печатная речь/устная речь.

Особенности коммуникации в Интернет-среде можно рассматривать как новые культурные средства, детерминирующие развитие самосознания личности. Жизнедеятельность в киберпространстве особенно важна для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным (внутренним или внешним, объективным или субъективным причинам) межличностно обеднена. В этих случаях Интернет-среда фактически становится альтернативой непосредственного (реального) окружения, а человек квазисоциализируется. В этой связи квазисоциализация человека представляется нам процессом и результатом развития и самоизменений личности (замещение реальных её структурных элементов несуществующими — квазиэлементами) в процессе усвоения и воспроизводства не принятых обществом культур и/или нетрадиционных для возраста, пола и статуса человека мировоззренческих установок, поведенческих сценариев, паттернов правил жизнедеятельности, что в целом приводит к неадекватности приспособления и обособления как сущностных процессов социализации.

Очень важной особенностью Интернет-общения является возможность общаться в реальном времени. Если по телефону можно одновременно говорить только с одним человеком, то в Интернете (на форумах, с помощью Интернет-пейджеров или в чатах) количество коммуникантов не ограничено. "Киберпространство творит уникальное темпоральное пространство, где при условии продолжения интеракций интерсубъективное время обоюдно растягивается. Что обеспечивает комфортабельную и уютную «зону рефлексии» [5]. По сравнению с общением лицом к лицу партнеры имеют значительно больше времени для обдумывания и составления ответа. «А так как передвижение в виртуальном мире предельно просто и практически ничем не ограниченно… Наше субъективное внутреннее чувство времени тесно связано со скоростью изменения мира, в котором мы живем. При условии молниеносных перемен видов, звуков и людей, окружающих нас на сетевых дорогах, чувство времени начинает неудержимо акселерировать» [5].

Кроме того, в Интернете, не выходя из дома, не тратя «кучу денег» на путешествия, человек может общаться с людьми из разных уголков мира. «Сжатость географии до пространства, занимаемого компьютером на вашем столе, имеет жизненно важный смысл для необычных людей со странными, нестандартными интересами и потребностями» [5]. Но эти интересы могут быть как гуманными, так и антисоциальными. В таком случае, возможность создания различных группировок в Сети может иметь крайне негативные последствия, ведь за деятельностью этих групп никто не сможет уследить.

Необходимо упомянуть, что специфические возможности Интернет-коммуникации, такие как оперативность, фактическое отсутствие непосредственного восприятия партнёра/оппонента, анонимность и зачастую обличение только через текст, затрудненность эмоционального окрашивания сообщений, позволяют создавать особое пространство для общения и возможности для социализирующего влияния на личность.

Особенности жизнедеятельности (в том числе, специфика коммуникации) в киберпространстве оказывают влияние на реальную идентичность пользователей на основании того, что Интернет-среда обеспечивает отличные от реальной жизни возможности принадлежности к определенным социальным категориям, референтной группе; а также благодаря влиянию особенностей Интернет-общения на создание виртуальной личности и относительно безопасное (к тому же виртуальное) экспериментирование с идентичностью. Известно, что общение в киберпространстве обладает функциями: информационной, коммуникативной, рекреационной, терапевтической и креативной. Виртуальное общение предоставляет пользователям возможность компенсации и нивелирования в ходе опосредствованного Интернетом общения объективных и субъективных препятствий, которые нередко делают болезненными непосредственные (прямые) контакты: действительные, либо мнимые недостатки собственной внешности, дефекты речи, некоторые свойства характера или инвалидность, психические заболевания.

Онлайн-игры и виртуальные миры Править

В MUD’ах (Multi User Dungeon, Dimension или Domain, русский вариант — МПМ (мульти-пользовательский мир), которые фактически стали многопользовательскими коммуникативными системами, человек может экспериментировать с любыми типами личности, способными отразить его скрытые желания, потребности и опасения. Персонаж, который человек конструирует, становится его альтер-эго и дает ему возможность действовать подобно тому субъекту, которым он восхищается. А. В. Мудрик отмечает, что «компьютерная игра даёт игроку возможность ощутить себя как свой идеал» [6]. Опираясь на созданную пирамиду потребностей А.Маслоу, можно однозначно предположить, что пользователи Internet’a, особенно те из них, кто предпочитают online-игры, становятся кибераддиктивными (интернет-зависимыми), поскольку находят удовлетворение/квазиудовлетворение собственных актуальных потребностей личности: в безопасности, принадлежности, самоуважении и, что самое главное, самоактуализации (реализовывать потенциальные возможности, принимать решения, рисковать, брать на себя ответственность и руководить людьми).

В идеальных условиях человек может и сам научиться чему-то у своих персонажей. Возможно, это позволит развить в реальной жизни те черты, которыми он восхищается в своих виртуальных альтер-эго. При не совсем идеальных условиях интерактивный персонаж просто становится ещё одним способом бессознательного переживания стрессов и конфликтов реальной жизни — без изменения собственного характера и условий жизнедеятельности.

Необходимо отметить, что в современном реальном мире наблюдается перманентно возрастающая стрессогенность факторов социализирующей среды, виртуальное же пространство (представленное как в целом глобальной сетью Internet, так и конкретными виртуальными мирами online-игр) воспринимается человеком как «не настоящее» как на сознательном, так и на подсознательном уровнях, не несущее в своём содержании опасности, не требующее обязательной ответственности за свои поступки, не создающее «стрессы на каждом шагу». Как отмечают сами пользователи Интернета (и геймеры, особенно те, кто предпочитают online-игры), в виртуальном мире им легко и свободно, в нём стираются возрастные и статусные границы, возможно с большей степенью вероятности удовлетворить свои желания и стремления, оправдать экспектации и самоэкспектации, реализовать себя. К сожалению, большинство пользователей Интернета, в том числе online-геймеров, проводящих всё свободное время в киберпространстве (зачастую в ущерб жизнедеятельности в реальном мире) не осознают, что, встав, фактически, на путь киберсоциализации, они скорее квазисоциализируются, что эта желаемая ими самореализация в виртуальном пространстве нередко является псевдосамореализацией…

Социальные сети Интернет-среды Править

Кибертерапия, психология и Интернет, информатизация образования Править

Социализация человека в киберпространстве может быть рассмотрена как «социально-педагогический полигон» для многочисленного и относительно безопасного апробирования разных и выработки оптимальных моделей жизнедеятельности человека, так и имеющий квазисоциализирующий эффект процесс.

Социально-педагогический аспект коммуникации в киберсреде возможно представить в соответствии с основными социально-педагогическими функциями: информационной, самоизменения, адаптивной. Особенности виртуальной социализирующей среды [7] позволяют ввести понятие киберсоциализации (виртуальной компьютерной социализации) человека как современного психолого-педагогического феномена киберонтологии личности в рамках теории социального воспитания члена-корреспондента РАО, д.п.н., профессора А. В. Мудрика и единой концепции педагогики и психологии жизненного пути личности к.п.н., доцента В. А. Плешакова.

Юриспруденция в киберпространстве Править

Ссылки Править

Литература Править

  1. Плешаков В.А. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен. // Преподаватель XXI век, 2009. – № 3. – С. 32-39.
  2. Плешаков В.А. Интеграция, киберсоциализация и социальное воспитание: студент и преподаватель в информационном пространстве. // Педагогическое образование и наука. – М., 2010. – № 1. – С. 27-31.
  3. Плешаков В.А. Киберсоциализация и православие: к постановке проблемы духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников и студенческой молодёжи. // Вестник ПСТГУ, 2010. – № 2 (17). – С.68-76.
  4. Мудрик А. В. Социализация человека. — М., 2007. — С. 247—248.
  5. 5,0 5,1 5,2 Дж. Сулер Люди превращаются в электроников: основные психологические характеристики виртуального пространства (Suler J. Human Becomes Electric: The Basic Psychological Features of Cyberspace, 1996. http://flogiston.ru//articles/netpsy/electronic)
  6. Мудрик А. В. Социализация человека. — М., 2007. — С. 257.
  7. Плешаков В. А. К вопросу об определении понятия «социализирующая среда» в социальной педагогике //Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. /Под ред. доктора педагогических наук, профессора Е. А. Левановой. — Калининград: Балтийский институт экономики и финансов, 2000. — С. 107—109.