ФЭНДОМ

Модуль 1. Педагогика. Истоки происхождения педагогики как науки и этапы ее развития. Править

Раздел 1. Теория обучения как самостоятельная область педагогики. Править

Тема 1. Педагогика как наука. Править

Вопросы:

  1. Назовите предмет педагогики как науки. Предмет педагогики — воспитание
  2. Назовитеосновную задачу педагогики как науки. Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека.
  3. Назовите разделы педагогики как науки. Теория обучения (дидактика), Теория воспитания и Школоведение.

Тема 2. Основные категории педагогики. Править

Вопросы:

  1. Назовите основные категории педагогики как науки. Воспитание, обучение, образование.
  2. Дайте определение понятию "воспитание". В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
  3. На основе предложенного определения укажите категорию педагогики.

... - специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, цель которого— усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования. Обучение.

Тема 3. Связь педагогики с другими науками. Править

Вопросы:

  1. Связана ли психология с педагогикой? Да
  2. Первоначальный источник педагогики как науки. Философия.
  3. К области каких наук относится педагогика? Область человекознания.

Раздел 2. Эволюция дидактических идей в практике цивилизационного развития. Анализ современных дидактических концепций. Править

Тема 1. Характеристика педагогики на современном этапе. Править

Вопросы:

  1. Назовите хронологические рамки современного этапа. 2000-2010 гг ХХI века.
  2. Охарактеризуйте развитие педагогики на современном этапе. Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в.) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками — философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.
  3. Проблемы, с которыми приходиться сталкиваться современной педагогики. Правововое несовершенство закона об образовании РФ,низкий социальный статус учителя, несовершенное материальное оснащение школы, социальная незащищенность детства и материнства и др.

Тема 2. Этапы развития педагогики с античных времен до наших дней. Править

Вопросы:

  1. Перечислите основные этапы развития педагогики как науки: Эпоха античности; Эпоха возрождения; Средние века; Русская педагогика (дореволюционная педагогика; послереволюционная педагогика; современный этап).
  2. К какому этапу развития педагогики как науки относится Я.А. Коменский? Эпоха Возрождения
  3. К какому этапу развития педагогики как науки относится А.С. Макаренко? Русская послереволюционная педагогика

Тема 3. Общекультурное значение педагогики. Править

Вопросы:

  1. Какую ценность педагогического знания и опыта вы видите в общекультурном развитии современного человека? Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, о формах обучения и воспитания, о разных типах образования как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, о способах взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание. В условиях выбора типа образования родителям важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху информационного общества современному поколению, стремящемуся к постоянному самосовершенствованию, необходимо овладеть основными способами передачи и обмена информацией, способами коммуникации.
  2. Какие парадигмы образования сложились в мировой педагогической практике? К ним относятся «знаниевая» и «культурологическая», «технократическая» и «гуманистическая», «социетарная» и «человеко-ориентированная», «педоцентристская» и «детоцентристская».
  3. Охарактеризуйте "технократическую парадигму". Сущность «технократической» парадигмы проявляется в своеобразном мировоззрении, основными чертами которого являются приматы средств над целью, задач образования над смыслом, технологии цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.

Модуль 2. Структура образовательного процесса. Править

Раздел 1. Современный образовательный процесс: сущность, структура, движущие силы, его противоречия и логика. Править

Тема 1. Понятие об образовательном процессе Править

Тема 2. Логика построения структуры образовательного процесса Править

Тема 3. Противоречия образовательного процесса Править

Раздел 2. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Править

Тема1. Сущность взаимосвязи образования и воспитания Править

Тема 2. Всестороннее развитие личности как цель современного образовательного процесса Править

Тема 3. Сложность реализации цели образовательного процесса в современном российском обществе. Править

Раздел 3. Формы, методы и средства обучения. Современные модели организации обучения. Править

Тема1. Формы обучения Править

Вопросы:

  1. Дайте определение понятию "Формы организации обучения". Это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме
  2. Перечислите формы обучения по количеству учащихся. Выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения
  3. Охарактеризуйте классно-урочную форму обучения. Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности: постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения); учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков); каждый урок посвящается только одному предмету (монизм); постоянное чередование уроков (расписание); руководящая роль учителя (педагогическое управление); применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Тема 2. Методы и средства обучения Править

Вопросы:

  1. Дайте определение понятию "Метод обучения". Это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.
  2. Охарактеризуйте репродуктивный метод обучения. В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки: знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель не только сообщает знания, но и объясняет их; учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают; критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний; необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.
  3. Дайте определение понятию"Средства обучения". Это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельностипедагогаи обучающихся для достижения поставленных целейобучения, воспитанияи развития.

Тема 3. Современные модели организации обучения Править

Вопросы:

  1. Дайте определение понятию "модели организации обучения". Модель обучения – систематизированный комплекс основных закономерностей ученика и преподавателя при осуществлении обучения.
  2. Классическая классификация моделей обучения. Модели обчучения подразделяются на два вида моделей – педагогические и андрагогические
  3. Классификация современных моделей организации обучения. Современные модели организации обучения можно разделить на две группы: к первой относятся те, в основе которых лежат педагогические конструкции (цели - идеалы), ко второй – те, которые построены на новых возможностях дидактических средств обучения.

Модуль 3. Инноватика образовательного процесса. Править

Раздел 1. Современные обучающие технологии и диагностика результатов обучения. Править

Тема 1. Компьютеризация и информатизация образовательной средыПравить

Вопросы:

  1. Дайте определение понятию "компьютеризация". Это процесс внедрения электронно-вычислительной техники в образовательную сферу.
  2. Дайте определение понятию "информатизация". Информатизация образования включает в себя научные основы создания, экспертизы и применения средств информационных и телекоммуникационных технологий образовательного назначения
  3. Охарактеризуйте метод "интерактивной доски". Интерактивная доска - это устройство, позволяющее лектору или докладчику объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску.

Тема 2. Этические вопросы инноватики образовательного процесса. Править

Вопросы:

  1. На какие международные документы опирается вопрос этики инноватики образования? Декларация прав человека; Конвенция ООН о правах ребенка.
  2. На какие федеральные документы опирается вопрос этики инноватики образования? Конституция РФ; Закон РФ "Об образовании".
  3. Какой социальный институт должен, по вашему мнению, заниматься этическими вопросами инноваций в образовании? Государство.

Тема 3. Инновационные методы диагностики знаний и достижений учащихся. Править

Вопросы:

  1. Назовите основные методы диагностики знаний и достижений учащихся в современной Российской школе? ЕГЭ, ГИА.
  2. В каком году в нашей стране было чреждено ЕГЭ? 2003 год
  3. Охарактеризуйте рейтинговую систему оценивания знаний учащихся. Рейтинговая система оценивания позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность из необходимости во внутреннюю потребность, расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности. Рейтинг – индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся. Это система оценивания накопительного типа, основанного на рейтинговых изменениях, отражает успеваемость учащихся, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику. Использование рейтинговой системы оценивания позволяет дифференцировать систему ответов учащихся по каждой теме.

Раздел 2. Инновационные образовательные процессы Править

Тема 1. Зарубежный опыт инновационного образовательного процесса. Править

Тема 2. Отечественный опыт инновационного образовательного процесса. Править

Тема 3. Перспективы развития инклзивного образования в России. Править