ФЭНДОМ

Педагогика. Проективная педагогика Править

Педагогических процессов в любых школах или профтехучилищах очень много. Они создаются на уроках и вне них. И каждый из них имеет свою цель. Имеет цель и вся совокупность педагогических процессов в училище. С цели начинается любой педагогический процесс, независимо от его сложности и продолжительности. Цели подчинены все остальные компоненты, с цели начинается их отбор и соединение в единое целое.

Педагогические цели формирования воспитательных отношений Править

Педагогическая цель — это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса.

Цель — категория философская. Из философии она была перенесена в различные области человеческой деятельности и другие науки. Определений целей очень много. Приведем некоторые из них:

  • цель — идеальное предвидение результата деятельности;
  • цель — опережающее отражение событий в сознании человека;
  • цель — начальная и конечная ступень управления в человеческом обществе.

Понятие "цель" неразрывно связано с понятием "задача". Это идентичные понятия. Задача возникает при членении целей на подцели. Задача — порция, часть цели. Но так как каждая задача затем еще может быть разбита на свои составляющие, то она по отношению к своим частям становится целью. Следовательно, каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели, в которую она входит на правах подцели, и одновременно она является целью по отношению к задачам, вытекающим из нее.

Для педагога цель — это цель преподавания. Педагог совершает определенные действия по ее постановке: вычленяет, анализирует, формулирует, принимает. Педагог тратит на это немало времени и усилий, но затем, руководствуясь целью, действует увереннее: отбирает все другие компоненты педагогического процесса и вовлекает в него учащихся.

Например, на уроках производственного обучения слесарей могут стоять цели: научить учащихся выполнять основные установочные приемы опиливания, научить опиливанию широких и узких плоскостей поверхностей, научить опиливать сопряженные плоские поверхности, формировать аккуратность в работе, стремление к самоконтролю и др. В соответствии с ними строится весь педагогический процесс урока производственного обучения.

Для учащихся цели — это цели учения. Каждый учащийся с разной степенью точности, полноты и осознанности прогнозирует свою цель на уроке. Это могут быть следующие цели: научиться профессиональным действиям, научиться выполнять операцию лучше, чем другие, быстро выполнить задание мастера, но могут быть и цели, противоположные первым: выполнить задание, чтобы не наказывали, "отбыть" урок, получить оценку "пять", "увильнуть" от работы и т. д.

Цели учащихся могут соответствовать целям мастера, а могут и расходиться с ними. В педагогическом процессе возникает взаимодействие целей. Каждая сторона старается достичь своей цели. Педагогу в этих условиях предстоит выявить противоречие целей и найти способы их сближения. Только в этом случае возможен эффективный педагогический процесс.