ФЭНДОМ

Модуль 1. Современные модели организации обучения, диагностика результатов обучения,инновационные образовательные процессы Править

Раздел 1. Формы, методы и средства обучения. Править

Тема 1. Понятие о формах обучения.Их классификация. Править

Вопросы:

  1. Дайте определения понятия "формы обучения". Эта категория обозначает внешнюю сторону организации процесса обучения, определяющую, когда, где, кто и как обучается. Формы определяют, как в реальных условиях организовать обучение.
  2. От чего зависит установление форм обучения? От целей, содержания, методов и средств, состава учеников и учителей, а также материальных условий обучения.
  3. Назовите факторы, влияющие на выбор организационных форм обучения
  4. Охарактеризуйте особенности классно-урочной системы обучения, ее достоинства и недостатки. Достоинствами классно-урочной системы являются: четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей между собой, воспитание их в учебном процессе, экономичность.Недостатками : трудность в учете индивидуальных особенностей учеников и в организации индивидуальной работы с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения; строгая организационная структура затрудняет связь обучения с реальной жизнью, замыкает его на школе.
  5. Назовите особенности мангеймской системы, Дальтон-плана, плана Трампа. По мангеймской системе (20 годы нашего века, Европа) создавались классы, разные по уровню развития, способностям, подготовке учеников, - слабые, средние и сильные. Отбор в классы определялся результатами экзаменов. В зависимости от успехов можно было сменить класс, но этого почти не происходило, поскольку система не давала возможности слабым ученикам достигать высокого уровня. По системе дальтон - плана учащийся брал задания на год по каждому предмету и отчитывался по ним в установленные сроки. Единого для всех расписания не было. Коллективная работа велась один час в день, остальное время - индивидуальная работа в предметных мастерских, лабораториях, консультации с учителями. План Трампа - система, стимулирующая индивидуальное обучение, использующая гибкие формы обучения. Она включала три формы работы: лекции с применением технических средств для больших групп в 100-150 учеников, 40% времени; работа в группах 10-15 человек, 20% времени; индивидуальная работа в школьных кабинетах, 40% времени. При этом классов не существует, малые группы меняют свой состав. Система требует слаженной команды учителей, четкой организации, материального обеспечения, имеет определенные достоинства.
  6. дайте определение понятию урока. Это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.
  7. Назовите типы уроков. По дидактической цели выделены такие типы уроков: - урок овладения новыми знаниями, - урок формирования и совершенствования умений и навыков, - урок обобщения и систематизации знаний, - урок повторения, закрепления знаний, - контрольно-проверочные уроки, - комбинированные уроки, на которых решается несколько дидактических задач.
  8. Назовите структуру комбинированного урока. Структура урока - совокупность его элементов, частей, обеспечивающих целостность урока и достижение дидактических целей. Структура зависит также от целей, содержания, методов и средств обучения, уровня подготовки учеников. Типичная структура комбинированного урока такова: организационный момент, проверка домашнего задания, опрос учащихся по пройденному материалу, изучение нового материала, закрепление его и задание на дом.
  9. Какие аспекты включает урок. Раскройте их. Урок имеет дидактический, методический, психологический, гигиенический аспекты. Дидактическая подструктура включает три этапа: актуализацию знаний и способов деятельности, формирование новых знаний и способов познавательных действий и применение полученных знаний, умений. Методическая подструктура обязывает планировать конкретные виды деятельности: выполнение упражнений, решение задач, ответы учеников; объяснение материала с применением адекватных методов и средств; решение задач под руководством учителя и самостоятельно. При создании методического проекта урока учитель исходит из принципа оптимального достижения целей.
  10. Назовите известные вам формы обучения, кроме урока. "Экскурсия, практикум и семинары, факультативные занятия, консультации, дополнительные занятия, домашняя учебная работа, внеклассные и внешкольные занятия (кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, игры, выставки)."

Тема 2. Понятие методов обучения,их классификация. Править

Вопросы:

  1. Дайте определения метода обучения.Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К.Бабанский).Метод обучения - система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения (И.Я.Лернер).
  2. Назовите известные вам классификации методов обучения.
    • По характеру познавательной деятельности
      • объяснительно-наглядный (репродуктивный)
      • проблемное изложение
      • частично-поисковый (эвристический)
      • исследовательский
    • По дидактической цели
      • методы изучения новых знаний
      • методы закрепления знаний
      • методы контроля.
    • По месту в структуре обучения
      • методы организации и осуществления учебной деятельности,
      • методы ее стимулирования и мотивации,
      • методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью.
  3. Назовите известные вам словесные методы обучения. Дайте им определения. Лекция - систематическое изложение материала (в основном для старшеклассников).Беседа - подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы. Виды беседы: вводная, по изучению нового материала, закрепляющая, контрольная. Беседа может быть репродуктивной и поисковой (эвристической, сократической). Учитель ведет учеников к усвоению понятий, теорий, законов серией вопросов. Дискуссия - обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся, руководимое учителем (обычно в старших классах).
  4. Назовите достоинства и недостатки словесных методов обучения. Достоинства словесных методов: в сжатые сроки можно сообщить большой объем информации; формируют речь, словесно-логическое мышление; в беседе, дискуссии формируется самостоятельность, познавательная активность. Недостатки: вербализм - засилие слова, опасность отрыва учения от жизни, практики.
  5. Что относится к наглядным методам? Иллюстрация - показ и организация познавательной деятельности на основе экспонируемого объекта (статического); демонстрация - показ динамических моделей, приборов, позволяющих наблюдать процессы, измерять их, обнаруживать их существенные свойства.
  6. Назовите функции наглядных методов. Обеспечить восприятие предмета изучения; сформировать представление о нем; - создать условия для освоения существенных характеристик наблюдаемого явления, не ограничиваясь внешними, несущественными чертами. Иначе говоря, наглядность через восприятие и представление должна вести к формированию понятий, законов, теорий.
  7. Какие методы относятся к практическим? Упражнение - многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков. Требования к упражнению: уяснение учеником целей, операций, результатов; исправление ошибок в выполнении; доведение выполнения до степени, гарантирующей устойчивые результаты.Лабораторная работа - проведение учащимися в условиях лаборатории (кабинета физики и т.п.) опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучать процессы.Практическая работа - выполнение заданий по обработке материалов, изготовление предметов, продуктов, работа на пришкольных участках, в мастерских и пр.
  8. Назовите цель практических работ. Применение знаний, выработка опыта и умений деятельности, формирование организационных, хозяйственных и других навыков.
  9. Какую классификацию предложили И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин? Методы делятся по уровню творческой, активной, исследовательской учебной деятельности. На одном полюсе находится метод репродуктивный, на другом - метод исследовательский. Слово, образ, действие (из предыдущей классификации) выступают здесь как средство обучения, материальная основа. Любой метод - лекцию, демонстрацию, лабораторную работу - можно построить традиционно и проблемно.
  10. Назовите три подхода учителя к определению методов обучения на уроке (теме). 1. Стереотипное решение - учитель действует по сложившимся в его практике привычкам. 2. Решение путем проб и ошибок - выбор не обоснован научно. 3. Оптимизированное решение - опираясь на научные знания, учитель руководствуется критериями выбора методов.
  11. Назовите место и функции дидактических средств в учебном процессе.
  1. Выпишите виды учебных программных продуктов

Тема 3. Понятие о средствах обучения.Их классификация и функции. Править

Вопросы:

  1. Воспроизведите классификацию средств обучения
  2. Какие средства обучения относятся к традиционным, а какие — к новым информационным технологиям?
  3. Какие средства, на ваш взгляд, являются самыми эффективными и почему?
  4. Какие средства вы использовали бы в своей педаго¬гической деятельности?