ФЭНДОМ

Задача: спроектировать тематическую структуру электронного учебника.

Структура: Модуль-раздел-тема.

Этапы выполнения работы:

  1. Сгруппировать разделы по модулям.Последовательность изложения разделов менять не надо. Выделить не менее 3 модулей. При разбиении исходить из исторического контекста и логики дисциплины.
  2. Внутри каждого модуля выделить не менее 3 тем. Темы можно формулировать самостоятельно, можно брать из литературы.
  3. Для каждой темы формируется список контрольных вопросов (минимум 3 на тему). Используйте контрольные вопросы по темам из литературы.
  4. Написать для модуля список тем для самостоятельного изучения - дополнительные материалы (информационно-справочные и общекультурного характера). Не менее 5 дополнительных тем. По дополнительным темам аттестационные вопросы не составляются.

Список разделов:

  1. Теория обучения как самостоятельная область педагогики.
  2. Эволюция дидактических идей в практике цивилизационного развития. Анализ современных дидактических концепций.
  3. Современный образовательный процесс: сущность, структура, движущие силы, его противоречия и логика.
  4. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
  5. Формы, методы и средства обучения. Современные модели организации обучения.
  6. Современные обучающие технологии и диагностика результатов обучения
  7. Инновационные образовательные процессы

Пример

Модуль 1. Теория обучения. Эволюция дидактических концепций от античности до нашего времени. Править

Править

СодержаниеПравить

=== *1 Модуль 1. Теория обучения. Эволюция дидактических идей. Современный образовательный процесс.

===

Править

Раздел 1. Теория обучения как самостоятельная область педагогики. Править

Тема 1. Предмет и задачи теории обучения. Основные понятия дидактики.

Дидактика - теория обучения и теория образования. Ратке: «Краткий отчёт из дидактики». В 1657 Каменский «Великая дидактика». Дидактика - всеобщее искусство всех учить всему. Предмет - обучение как средство образования; закономерности и принипы обучения, его цели, методы; деятельность преподавания и обучения.

Взаимосвязь преподавания и учения. Вне преподавания и учения обучения не существует. Обучение возникает когда учение направлено по специальному плану. Дидактика - теория обучения. Бывает общая и частная дидактика. 1. Общая - с какими целями, чему и как обучать учащихся на всех уроках. 2. Частная - изучает как организовано обучение по отдельным предметам. Задачи:

  • Описание и объяснение процесса обучения и условная реализация его.
  • Конструирование процесса обучения.
  • Нормативная функция.

Главная функция - научное обоснование практики обучения. Дидактика использует знания многих наук: физиологии, кибернетики, психологии. Надо различать психологию как науку и психологизм. Психология относится к педагогике как теория к практике. Дьюи: психологическая теория. Давыдов: психологию надо учитывать, но она не диктатор.

Дидактика использует знания других наук с целью научного обоснования практики обучения. Понятийные системы дидактики: I. Философская.II. Частнонаучная.III. Общенаучная.

Философская система - связь, общее, единичное, сущность, явления, причины и следствия. Выполняет универсальную мировоззренческую функцию. A. Общие понятия педагогики: педагогика, воспитание, образование, педагогическая деятельность и действительность используется при фундаментальных исследованиях. B. Специфические понятия дидактики: преподавание, учение, учебный предмет, материал, ситуация, учитель, принципы обучения, урок. Все они находятся в тесной взаимосвязи. C. Взаимствованые из психологии: восприятие, усвоение, понимание, умения, навыки, обратная связь, динамическая система.

Процесс обучения основывается на определённой модели. Дидактическая система - это выделенная по определенным критериям целостность образов. Характеризуется единством целей, организационных принципов, содержания, формы и методов обучения.

Существует 3 дидактические системы: 1. Традиционная - Гербарт: целью обучения является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Основное внимание обращается на формирование вышеперечисленного. Процесс обучения должен строиться по определённой схеме, по формальным ступеням. Ступени: изложение, понимание, обобщение, применение. Они рекомендуются для обязательного использования. Эта система критиковалась. 2. Педацентрическая - обучение через делание. Дж. Дьюи считал, что процесс обучения необходимо строить исходя из потребностей и интересов ребёнка. Цель - развитие способностей. Процесс обучения предполагает ощущение трудностей в процессе деятельности, формирование проблемы, сути затруднений, выдвижение и проверка гипотез по решаемой проблеме, выводы и действия. Такое обучение напоминает научный поиск истины, не даёт четких знаний. 3. Современная дидактическая система. Полностью не сложилась. Выделяют сообщающее обучение, проблемное обучение, программное обучение, развивающее обучение, личностно центрирование обучение. Пытается объединить практику и теорию.

Процесс обучения. Сущность. Характеристика элементов. Цикличность. Виды обучения. Процесс обучения - смена состояния системы деятельности. Совместное движение. Целенаправленное последовательно изменяющееся взаимодействие учителя и ученика в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания.

Элементы процесса обучения:

1. Деятельность преподавания. 2. Деятельность учения.

Тема 2. Понятия о дидактической системе и основных ее элементах. Править

Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами. Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей обучения. Описание системы сводится к характеристике целей, содержания образования, дидактических процессов, методов, средств, форм обучения и ее принципов.

Обобщая богатство имеющихся дидактических концепций, следует выделить три: традиционную, педоцент-ристскую и современную систему дидактики. Каждая складывается из ряда направлений, педагогических теорий. Разделение концепций на три группы произведено на основе того, как понимается процесс обучения — объект и предмет дидактики. В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я.Коменский, И.Песталоцци и в особенности И.Гербарт и дидактика немецкой классической гимназии.

В педоцентристской концепции главная роль в обучении отводится учению — деятельности ребенка. В основе этого подхода лежит система Д.Дьюи, трудовая школа Г.Кершенштейнера, В.Лая — теории периода реформ в педагогике в начале XX века.

Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны — преподавание и учение — составляют деятельность обучения, а их дидактическое отношение является предметом дидактики. Современную концепцию обучения создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П.Гальперин, Л.Занков, В.Давыдов), гуманистическая психология (К.Роджерс), когнитивная психология (Дж.Брунер), педагогическая технология, педагогические взгляды группы учителей-новаторов 80-х гг. в России. Кратко остановимся на содержательной характеристике названных концепций.

ТРАДИЦИОННУЮ ДИДАКТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ связывают прежде всего с именем немецкого ученого И.Ф. Гербарта, который обосновал систему обучения, используемую в Европе до сих пор. Целью обучения, по Гербарту, является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Вместе с тем Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения: организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать морально сильную личность. Обучение должно носить воспитывающий характер, связывать знания с развитием чувств, воли, с тем, что сегодня назьюают мотивационно-потребностной сферой личности.

Для достижения указанных целей, согласно Гербарту, процесс обучения должен строиться по четырем формальным ступенями, которые определяют его структуру. Ступень ясности: выделение материала и углубленное его рассмотрение. Ступень ассоциации: связь нового материала с прошлыми знаниями. Ступень системы: обнаружение выводов, формулировка понятий, законов. Ступень метода: понимание теорий, применение их к новым явлениям, ситуациям. Говоря современным языком, структуру обучения составляют изложение, понимание, обобщение, применение. Они рекомендуются как обязательные, независимо от уровня и предмета обучения. Логика процесса обучения, таким образом, состоит в движении от представления материала через объяснение к пониманию и обобщению. Нетрудно ввдеть в этом схему большинства уроков и по сей день. Нет сомнения, эта теория упорядочивала, организовывала процесс обучения, предписывала рациональную деятельность учителя по ведению обучения. Двдактику Гербарта характеризуют такие слова, как управление, руководство учителя, регламентации, правила, предписания. Гербарт стремился организовать и систематизировать деятельность учителя, что было важно для дидактики. Это имело тем большее значение, что он основывал ступени обучения на психологическом анализе и учении о психических процессах формирования знаний, а также на философско-этических представлениях о личности. Однако этика и психология Гербарта носили идеа-листический и метафизический характер. Это ослабляло его дидактическую систему, делало ее излишне рассудочной, негибкой.

К началу XX века эта система подверглась резкой критике за вербализм, книжность, интеллектуализм, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни. Критика за то, что она ставит целью передачу готовых знаний, не вовлекая ребенка в умственную активность, не способствует развитию мышления, за то, что она авторитарна, подавляет самостоятельность ученика. Поэтому в начале XX века рождаются новые подходы.

Среди них выделяется прежде всего ПЕДОЦЕНТ-РИСТСКАЯ ДИДАКТИКА. Ее называют также прогресси-вистской, реформаторской, обучением через делание. Ее появление связывают с именем американского педагога Д.Дьюи, работы которого оказали огромное влияние на западную школу, особенно американскую. Название "педо-центристская" она носит потому, что Д.Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка. Целью обучения должно быть развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей. Педоцентризм является направлением в педагогике, которое разрабатывает Проблемы обучения и воспитания, исходя исключительно из особенностей ребенка. Педоцентристская, реформаторская дидактика явилась реакцией педагогов XX века на гербар-тианскую модель обучения. Прогрессивные педагоги называли ее "школой книжной учебы", оторванной от мира ребенка, и противопоставляли ей "школу труда, жизни". Один из западных ученых так образно выразил ориентацию новой дидактики на ребенка: глагол "обучать" имеет два значения — обучать кого, обучать чему. Чтобы "обучать Джона латыни" — надо знать и Джона и латынь, а до недавнего времени считалось, что для обучения надо знать только латынь.

По мнению представителей новой педагогики, главной проблемой дидактики стала активизация ученика в процессе учения. Следовало сделать так, чтобы учеба носила самостоятельный, естественный, спонтанный характер. Для этого обучение нужно строить не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие. Получение знаний учениками в ходе их спонтанной деятельности. Отсюда название "обучение через делание". Структура процесса обучения выглядит так: ощущение трудности в процессе деятельности, формулировка проблемы и сути затруднения, выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы, выводы и новая деятельность в соответствии с полученным знанием. Этапы процесса обучения воспроизводят исследовательское мышление, научный поиск. Этот подход повлек за собой изменения в содержании, методах и организационных формах обучения. Один из реформаторов В.Лай выделял в процессе обучения три этапа: восприятие, переработку, выражение. Особое значение он придавал "выражению", понимая под этим разнообразную деятельность детей на основе знаний: сочинения, рисунки, театр, практические работы, называя это "педагогикой действия". Несомненно, такой подход активизирует познавательную деятельность и способствует развитию мышления, умения решать проблемы, позволяет всесторонне развивать учащихся, делает процесс учения интересным. Однако абсолютизация такой дидактики, ее распространение на все предметы и уровни вызывает возражение: переоценка спонтанной деятельности детей и следование в учении за их интересами ведет к утрате систематичности, к случайному отбору материала, не дает всесторонней проработки материала. Такое обучение неэкономно. Оно требует больших затрат времени. Кроме этого, при таком подходе учитель оттесняется на второй план, он превращается в консультанта, что ведет к снижению уровня обучения.

Тестовые задания Править

Модуль 1. Теория обученияПравить

Тема 1. Основные категории дидактики.

Вопросы: 1. Выберите правильный ответ.

Предметом общей дидактики являются:

а) социальные условия формирования и образования учащихся,

б) принципы, цели, содержание, процесс обучения, образования,

в) психологическое развитие личности в процессе обучения,

г) теория обучения отдельному предмету.

2. Дайте определение дидактики.

Дидактика - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения.

3. Назовите ключевые понятия дидактики. Образование, преподавание, учение, обучение.

4. В чем состоят задачи дидактики?

(1) описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации;

(2) разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии.

5. Назовите основные компоненты дидактической системы.

цели, содержание образования, дидактические процессы, методы, средства, формы обучения, закономерности и принципы обучения.

6. Назовите основные категории дидактики. Преподавание , обучение , образование , знания , умения , навыки , а также цель , содержание , организация , виды , формы , методы , средства , результаты (продукты ) обучения.

7. Назовите основные дидактические концепции. Традиционная, педоцентристская и современная.

8. Какие направления создают современную концепцию обучения? программированное, проблемное обучение, развивающее обучение.

9.Какая дидактическая концепция, по вашему мнению, наиболее эффективна на сегодняшний день(объясните почему)?

Раздел 2. Эволюция дидактических понятий и их применениев современном стандарте образования.Править

Дидактические теории и системы античности.Править

Вопросы:

1. Назовите общие тенденции дидактики в эпоху Античности.

2. Какова была образовательная система Спарты?

3. Какова Афинская образовательная система?

Дидактика эпохи Средневековья.Править

Вопросы:

1. Историко-педагогическая характеристика эпохи раннего Средневековья.

2.Типы учебных заведений раннего Средневековья. Школа катехуменов, монастырские школы, приходская школа, соборная и кафедральная школа.

3. Содержание образования эпохи раннего Средневековья. познание человеческого опыта, Псалтырь. латинская грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, философия.

Дидактические теории и системы от эпохи Просвещения и до современности.Править

Вопросы:

1. Какова образовательные тенденции эпохи Просвещения?

2. Опишите характеристику системы образования в эпоху Просвещения.

3. Какие существовали авторские дидактические системы в эпоху Просвещения? "Дидактическая система Д. Локка, Дидактическая система М. В. Ломоносова, Дидактическая система Ж.Ж.Руссо, Дидактическая система И. Г. Песталоцци."

Характеристика основных современных дидактических концепций.Править

Вопросы:Править

1. В чем заключается дидактические концепции Л.В. Занкова и В.В. Давыдова? 2. В чем заключается концепция проблемного обучения?Править

3. Расскажите характеристику основных концепций развивающего обучения.Править

Современный образовательный процесс: сущность, структура, движущие силы, его противоречия и логика.Править

Сущность образовательного процесса.Править

Вопросы:

1.Какова структура процесса обучения?

2.Каковы основные компоненты процесса обучения? 3.Какими свойствами должен обладать целостный процесс обучения?

Движущие силы образовательного процесса.Править

Вопросы:

1. Перечислите движущие силы образовательного процесса. Диалектичность, противоречивость, целенаправленность, систематичность, вариативность, оптимистичность.

2. В чем проявляется диалектичность образовательного процесса? Диалектичность образовательного процесса проявляется в непрерывном развитии, динамичности, изменчивости всех компонентов и процесса в целом.

Противоречия и логика образовательного процесса.Править

Вопросы:

1. С чем связаны противоречия образовательного процесса? Противоречия, часто приводящие к конфликтам, связаны с постановками целей образовательного процесса, его содержания, используемых методов и так далее.

2. Что является движущей силой процесса обучения? Противоречия.

Содержание образования.Править

Раздел 1. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.Править

Тема 1. Сущность содержания образования и его исторический характер.Править

Вопросы:

1. Назовите исторические предпосылки содержания образования.

2. В чем заключается сущность содержания образования?

Тема 2. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования.Править

Вопросы:

1. Назовите детерминанты содержания образования.

2. Назовите основные принципы структурирования содержания образования.

Тема 3. Государственный образовательный стандарт и его функции.Править

Вопросы:

1. Что такое государственный образовательный стандарт?

2. Каковы функции государственного образовательного стандарта?

Раздел 2. Формы, методы и средства обучения. Современные модели организации обучения.Править

Тема 1. Формы обучения.Править

Вопросы:

1. Назовите основные формы обучения?

2. Дайте классификацию форм обучения.

Тема 2. Методы и средства обучения.Править

Вопросы:

1. Дайте определение методам обучения.

2. Назовите средства обучения, которые вы используете в своей педагогической практике.

Тема 3. Современные модели организации обучения.Править

Вопросы:

1. Что такое модель обучения?

2. Какие современные модели обучения вы знаете?

Современные обучающие технологии. Инновационные образовательные процессы.Править

Раздел 1. Современные обучающие технологии и диагностика результатов обучения.Править

Тема 1. Современные обучающие технологии.Править

Вопросы:

1.Что означает термин "технология"? Технология (от греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение) 2.Что такое инновационные технологии? Инновационные технологии — наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения.

Тема 2. Сущность, функции, виды и содержание контроля обучения.Править

Вопросы:

1. Виды контроля составляют текущий, ... , ... .

Тема 3. Методы и формы контроля. Оценка знаний учащихся.Править

Вопросы:

1. К методам контроля относятся наблюдение, ... , ... , дидактические ... , метод ... работ.

Раздел 2. Инновационные образовательные процессы.Править

Тема 1. Инновации в образовании.Править

Вопросы:

1. Что такое инновация?

2. Что характеризует инновации в образовании?

3. Какие понятия являются близкими к понятию «инновации»?

Тема 2. Подготовка будущего учителя к инновационной педагогической деятельности.Править

Вопросы:

1. Каковы существенные признаки инновационного процесса?

2. Что такое инновационная деятельность?

Тема 3. Авторские школы как важнейший тип инноваций в образовании.Править

Вопросы:

1. Что такое авторская школа?

2. Какие авторские школы вы знаете?

Раздел 2. Эволюция дидактических идей в практике цивилизационного развития. Анализ современных дидактических концепций. Править

...

Дополнительные материалы Править

  • Сопоставление понятий "образование" и "обучение"
  • Классно-урочная система Коменского
  • Дидактическая система Д.Локка

...