ФЭНДОМ

Восприятие Править

Содержание

  • Определение
  • Свойства
  • Врсприятие целого и части в дошкольном возрасте

Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Так же как и ощущение, восприятие относится, преимущественно, к тому анализатору, через который окружающая действительность влияет на нервную систему субъекта. Восприятие – совокупность ощущений. Когда человек взаимодействует с яблоком, то отражает в ощущениях запах, цвет, ощущает его упругость, тяжесть, его гладкую поверхность, то воспринимает свежее, круглое, румяное, ароматное яблоко.

Тем не менее под восприятием понимается значительно больше, чем просто сумма ощущений, приобретаемых при взаимодействии с предметом. Воспринимая некоторый объем, человек знает, что это именно этот объект, что этот объект имеет характерные особенности, можно или нельзя его есть, что это плод или не относится к растительному миру. Воспринимаемый предмет человек неизменно связывает с определенным словом, например, «яблоко», которым называется не какой-либо конкретный запах, форма вкус, или цвет, но весь воспринимаемый объект как единое целое. «Воспринимать кресло – это значит видеть предмет, в который можно сесть», - это слова французского психолога П.Жанэ, - «а воспринимать дом, - говорил другой ученый, Вейцзекер, - это значит видеть не образ, который «вошел» в глаз, а напротив, узнать объект, в который можно войти».

Феномен зрительного восприятия времени заключается в том, что подавляющее большинство людей бессознательно создают себе личную шкалу событий в идее образов, закрепленных на условной временной линии в визуальном поле.

Laika

Конфигурация “личной шкалы времени” разнообразны и индивидуальны, но для большинства числа людей время идет в визуальном поле слева направо, поэтому левая половина шкалы координирует образы прошлого, а правая – образы будущего. Образы настоящего, как правило, находятся прямо по центру. Зрительная репрезентация времени тесно связана с визуальными зонами. Качественные характеристики (субмодальности цветности, размера, детализированности и т.д.) образов по “шкале” различаются в зависимости от их расположения в прошлом, настоящем и будущем.

Аналогом представления времени являются: календарь, часы, смена времени года, исторические даты, образ человека, изменяющегося со времен и др.

Неоднозначным вопросом в детской психологии является вопрос о том, на чем основывается ребенок в восприятии объекта: на его целостное узнавание или на отражение отдельных частей. Изучение данного вопроса различными ученными (Ф.С. Розенфельд, Л.А. Шварц, Н. Гроссман) показывают, что и здесь нет единственного подходящего и четкого ответа. С одной стороны, в восприятии целого неизвестного объекта дети, по словам Г. Фолькельта, отражают лишь свое «впечатление от целого»: «нечто колющее» (конус) или «нечто дырявое» (решетка). Находясь «во власти целого» (Зейферт), ребенок, по словам психологов, не может отделить образующие его части. Об этой же «власть целого» говорят и многие ученые, исследующие рисунки детей. Они истолковывают подобные явления якобы неспособностью дошкольника к аналитической познавательной деятельности из-за его слишком ярко выраженной чувствительности.http://opsychology.ru/2008/05/17/vospriyatie-celogo-i-chasti-doshkolnikom-chast-1/217.26.13.66 09:17, сентября 14, 2010 (UTC)