ФЭНДОМ

футарк 217.26.13.66 13:59, сентября 20, 2010 (UTC)Править

=ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУНПравить

Рунический ряд называется Футарком. Существует несколько теорий происхождения Футарка. Первая говорит, что рунический ряд образовался на основе латинского алфавита. Вторая теория гласит о том, что руны произошли из североитальянского, или трансальпийского письма.

Североитальянский алфавит содержит 10 букв соответствующих рунам Старшего Футарка, а латинский алфавит - 8 и 5 букв, похожих на руны. Вероятно все эти три алфавита произошли от одного.

Руническое письмо возникло в конце III - начале II века до н.э.

ВАРИАНТЫ ФУТАРКАПравить

Существует несколько вариантов Футарка:

  • Старший Футарк - состоит из 24 рун, именно он использовался в магических целях.
  • Младший Футарк - состоит из 16 рун, использовался для письма.
  • Арманический Футарк - состоит из 18 рун, открыт Гвидо фон Листом.

СТАРШИЙ ФУТАРКПравить

Старший Футарк состоит из 24 рун. 24 руны традиционно разделяют на 3 группы по 8 рун в каждой. Эти группы называются Аттами. "Атт" переводится со старонорвежского как "род", "семейство". Каждый атт Старшего Футарка связан с каким-либо богом. Первый атт принадлежит Фрейе, второй атт принадлежит Хеймдалю, третий - Тюру (Тюр - однорукий бог войны).

=МЛАДШИЙ ФУТАРК Править

К середине Х века число рун в скандинавском футарке сократилось с 24 рун до 16. Некоторые знаки изменились, некоторые исчезли вовсе. Футарк состоящий из 16 рун получил название Младшего.

Младший Футарк использовался исключительно для письменности. Младший Футарк имеет несколько вариантов, наиболее известные - это шведско-норвежские и датские руны.

=АРМАНИЧЕСКИЙ ФУТАРКПравить

Гвидо фон Лист (1848 - 1919) - немецкий исследователь рун и известный оккультист, основатель школы рунической магии.

Он считал, что существовал первоначальный рунический ряд состоящий из 18 рун (о нем упоминается в "Старшей Эдде"). Руны являлись ему в одном из видений, которые посещали его после операции по удалению катаракты.

Рунический ряд Листа имеет определенный порядок:

1.   Fa (F)            10.   Ar (A)
          2.   Ursache (U)       11.   Sig (S)
          3.   Thor (T)          12.   Tyr (T)
          4.   Os (O)            13.   Bar (B)
          5.   Rit (R)           14.   Laf (L)
          6.   Ka (K)            15.   Man (M) 
          7.   Hagal (H)         16.   Yr (Y)
          8.   Not (N)           17.   Eh (E)
          9.   Is (I)            18.   Gibor (G)

Laika laika217.26.13.66 14:02, сентября 20, 2010 (UTC)